Правило “Проверяемые согласные в корне слова” в разных учебниках
Правило “Проверяемые согласные в корне слова” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Как проверить букву парного согласного на конце слова: 1) Если слово обозначает один предмет - назови слово, обозначающее много таких предметов.
Например: сапо(г)(к) - сапоги.
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
При проверке парных звонких и глухих согласных в корнях слов ставь их либо перед гласными, либо перед согласными л, м, р, н, й, в. Для этого слово нужно изменить или подобрать однокоренное.
Например: Гриб - грибы, грибки - грибок, грибной.
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Если корень заканчивается на парный по звонкости - глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] - это орфограмма. Обязательно проверь орфограмму перед записью. Проверяй так. Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й].
Например: тру[т] - трудный - труд есть лу[к], нет лука - лук есть лу[к], нет лугов - луг.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять.
Например: (дубок) дубки, (луга) луг, (стрижи) стриж, (снежный) снежки.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным.
Например: зу[п] - зу[б]ок, зу[б]астый; зуб.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Для проверки парных согласных на конце слова нужно его изменить так, чтобы после согласного стоял гласный: 
Например: чиж - чижи, ёрш - ерши
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Чтобы проверить парный согласный в корне, нужно изменить слово: 
Например:  площа_ь - площади, 

голу_ь - голуби,

моро_ - морозы 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Парные звонкие и глухие согласные в корне нужно проверять. Для этого можно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук: 
Например: гриб - грибы, грибки - грибок, грибочек. 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Для проверки написания нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных Л, М, Н, Р 
Например: нож - ножи, сказка - сказочка
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Для проверки написания нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных Л, М, Н, Р
Например: нож - ножи, сказка - сказочка
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Конечный парный согласный нельзя обозначать на письме по слуху. За его место в слове "спорят" буквы глухого и звонкого согласного. Это орфограмма. 
Например: снек - снега, крап - крабы.
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Согласные, парные по звонкости-глухости, в корне слова можно проверить, подобрав однокоренные слова. Проверочным будет слово, где такой согласный стоит перед гласным. 
Например: разведчик - разведывать, голубка - голуби.
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Парные звонкие и глухие согласные в корне надо проверять. Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный н.
Например: Холод - холода, алмаз - алмазный.
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Чтобы правильно написать в конце и в середине корня слова буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.
Например: Сад - сады. Косьба - косить. Дорожка - дороженька.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять.
Например: (дубок) дубки, (луга) луг, (стрижи) стриж, (снежный) снежки.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать: ошибка, плуг, морковь. 
Проверочными словами называются слова, в которых после согласного звука слышится гласный звук или согласный звук [н]
Например:  ошибаться, плуги, морковный 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные на конце слова и в середине слова и в середине слова перед глухими согласными, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный
Например: сторож, сторожка - сторожить.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Способ проверки орфограммы "Правописание буквы парного согласного" в корне и суффиксе одинаковый: надо подобрать родственное слово, в котором проверяемый звук будет в сильной позиции - перед гласным или непарным звонким согласным:
Например: подружка - подруженька, гриб - грибок - грибной, зарисовка - зарисовочка  
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Согласные, парные по звонкости-глухости, в корне слова можно проверить, подобрав однокоренные слова. Проверочным будет слово, где такой согласный стоит перед гласным.
Например: морковь - (нет) моркови, столб - столбик.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным в корне, нужно изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный
Например:  поезд - поезда, мягкий - мягок, ошибка - ошибаться, друг - подруга
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Для проверки написания нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных Л, М, Н, Р.
Например: нож - ножи, сказка - сказочка
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Когда в конце слова или перед согласными есть выбор букв б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с, то пишется та буква, что стоит в этом корне перед гласным, если слово изменить или подобрать к нему однокоренное.
Например: зеленый луг -> луга; зеленый лук -> луковка.
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук:
Например: ду[п] - дубы, ни[с]кий - низок, ука[с]ка - указать, ска[c]ка - сказочка, моло[д']ба - молотить, про[з']ба - просить и др.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Чтобы правильно обозначить на письме парные по глухости-звонкости согласные в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после согласного следует гласный звук.
Например: Подвиг - подвиги, глазки - глазик
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
В устной речи парные звонкие согласные на конце слов и перед другими согласными оглушаются; глухие согласные перед парными звонкими озвончаются. Оглушение и озвончение не отражаются на письме: звуки меняются, а буквы нет.
Например: го[д]а - год [т], ука[з]ать - указка [с], про[с]ить - просьба [з].
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, нужно изменить это слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Например: снег - снега, парад - парадный.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.
Например: четверг - к четвергу, обед - обеды, ошибка - ошибаться, травка - травушка
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед звонкой непарной согласной л, м, н, р:
Например: зуб - зубы; круг - круглый; плот - плоты; нарезка - резной; просьба - просить.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук:
Например: ду[п] - дубы, ни[с]кий - низок, ука[с]ка - указать, ска[c]ка - сказочка, моло[д']ба - молотить, про[з']ба - просить и др.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Парным по глухости-звонкости согласным звукам при письме нельзя доверять, когда они: 1) на конце слов; 2) перед всеми другими согласными, кроме: - непарных звонких [л][л'], [н][н'], [р][р'], [й']; - [в][в'].
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Слова-подсказки договорились называть проверочными словами, а их подбор - проверкой. Слова, в которых решаются задачи, - проверяемые. Для орфограмм корня проверочным будет такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Чтобы выбрать букву гласного или согласного в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно: - подобрать однокоренное слово; - изменить проверяемое. Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же в проверяемом.
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Написание букв, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные в корне слова, требуют проверки, если эти буквы находятся: 1) на конце слова: шарф, улов, стриж, шалаш; 2) перед другими согласными буквами, кроме в, м, н, л, р: когти, локти, низко, миска. В этих случаях написание буквы, обозначающей согласный в корне, уточняется с помощью проверочных слов. Надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы проверяемый согласный в корне оказался перед гласным или перед соглласными звуками [в], [в'], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [й]: лист - листик, листва, листья . На месте проверяемого согласного в корне слова пишется та же буква, которая пишется перед гласной буквой или перед буквами в, м, н, л, р в слове с тем же корнем: завод - завода, заводить, заводной; свет - светить, светлый.
Например: (Нет)

Тест!

Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!