Правило “Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание” в разных учебниках
Правило “Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Например: флаг - флаги, герб - гербы, карп - карпы, луг - луга, ящик - ящики.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например: Столб – стол[бы], рукав – рука[ва], шкаф – шка[фы].
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Как проверить букву парного согласного на конце слова: 1) Если слово обозначает один предмет - назови слово, обозначающее много таких предметов.
Например: сапо(г)(к) - сапоги.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Например: дождь - дожди, ёж - ежи, витязь - витязи, малыш - малыши
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Например: код - коды, тетрадь - тетради, карандаш - карандаши, ушиб - ушибиться
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Написание парных звонких и глухих согласных в конце слова нужно проверять. Наиболее чётко согласные на конце слов произносятся и слышатся, если поставить слово во множественное число.
Например: снег - снега, арбуз - арбузы, сапог - сапоги
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.
Например: клюв - клювы
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например: ма[к] - ма[к`]и - пишу мак, сапо[к] - сапо[г`]и - пишу сапог.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять.
Например: (дубок) дубки, (луга) луг, (стрижи) стриж, (снежный) снежки.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например: Год - го[ды], мороз - моро[зы], шарф - шар[фы], лес - ле[са].
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным.
Например: зу[п] - зу[б]ок, зу[б]астый; зуб.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Проверяй парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Это орфограмма. Наиболее чётко согласные на конце слов произносятся и слышатся, если поставить слово во множественное число. 
Например: снег - снега, арбуз - арбузы, рукав - рукава
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Чтобы правильно написать в конце и в середине корня слова буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.
Например: Сад - сады. Косьба - косить. Дорожка - дороженька.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять.
Например: (дубок) дубки, (луга) луг, (стрижи) стриж, (снежный) снежки.
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук:
Например: ду[п] - дубы, ни[с]кий - низок, ука[с]ка - указать, ска[c]ка - сказочка, моло[д']ба - молотить, про[з']ба - просить и др.
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
В устной речи парные звонкие согласные на конце слов и перед другими согласными оглушаются; глухие согласные перед парными звонкими озвончаются. Оглушение и озвончение не отражаются на письме: звуки меняются, а буквы нет.
Например: го[д]а - год [т], ука[з]ать - указка [с], про[с]ить - просьба [з].
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, нужно изменить это слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Например: снег - снега, парад - парадный.
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед звонкой непарной согласной л, м, н, р:
Например: зуб - зубы; круг - круглый; плот - плоты; нарезка - резной; просьба - просить.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук:
Например: ду[п] - дубы, ни[с]кий - низок, ука[с]ка - указать, ска[c]ка - сказочка, моло[д']ба - молотить, про[з']ба - просить и др.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Парным по глухости-звонкости согласным звукам при письме нельзя доверять, когда они: 1) на конце слов; 2) перед всеми другими согласными, кроме: - непарных звонких [л][л'], [н][н'], [р][р'], [й']; - [в][в'].
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Слова-подсказки договорились называть проверочными словами, а их подбор - проверкой. Слова, в которых решаются задачи, - проверяемые. Для орфограмм корня проверочным будет такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным.
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Написание букв, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные в корне слова, требуют проверки, если эти буквы находятся: 1) на конце слова: шарф, улов, стриж, шалаш; 2) перед другими согласными буквами, кроме в, м, н, л, р: когти, локти, низко, миска. В этих случаях написание буквы, обозначающей согласный в корне, уточняется с помощью проверочных слов. Надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы проверяемый согласный в корне оказался перед гласным или перед соглласными звуками [в], [в'], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [й]: лист - листик, листва, листья . На месте проверяемого согласного в корне слова пишется та же буква, которая пишется перед гласной буквой или перед буквами в, м, н, л, р в слове с тем же корнем: завод - завода, заводить, заводной; свет - светить, светлый.
Например: (Нет)

Тест на 5 минут

Какие правила русского языка стоит подтянуть?