Правило “Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-” в разных учебниках
Правило “Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-” в разных учебниках
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне -лож- и а в корне -лаг-.
Например: предложение, полагать, сложение, предположение.
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Правила правописания корней с чередованием гласных о - а можно объединить в две группы: 1) правописание корней зависит от места ударения; 2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Например: загар, но загореть
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
В корне с чередованием -лаг--лож- безударный гласный звук перед г обозначается буквой а, а перед ж – буквой о.
Например: слагать, сложение
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
В корнях кас / / кос, лаг / / лож пишется буква а, если после корня следует суффикс -а-, пишется буква о, если после корня суффикса -а- нет.
Например: излагать - изложить. Касаюсь - коснусь.
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Написание корней -кос-//-кас-, -лаг-//-лож- зависит от буквы, которая стоит после корня. Если после корня стоит буква а, то и в корне пишется а
Например: касаться - коснуться, излагать - изложать.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

Например: полагать (есть -а- за корнем),  положение  (нет -а- за корнем).
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Существуют такие группы однокоренных слов, в которых корни пишутся не одинаково во всех слова - в них могут чередоваться гласные: 
Например: расту - вырос; плавать - пловец; гореть - загар.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Правила правописания корней с чередованием гласных о - а можно объединить в две группы: 1) правописание корней зависит от места ударения; 2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Например: загар, но загореть
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Правописание корней с чередующимися гласными буквами зависит от суффикса, согласных букв в составе корня, ударения или значения корней.
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Правописание корней с чередованием гласных зависит от согласных букв в составе корня (расти - выращу - росла; поскакать - подскочить; полагать, слогать - положить, сложить), суффикса (коснуться - касаться), значения корня и ударения (заря, зарница - зорька, зарево; гореть, загорать - гарь, загар).
Например: (Нет)

Тест!

Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!