Правило “Буквы е и и в корнях с чередованием” в разных учебниках
Правило “Буквы е и и в корнях с чередованием” в разных учебниках
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Обычно безударный гласный в корне глагола обозначается той же буквой, что и ударный.
Например: зеленеть (зелень, зелёный), облегчить (легче).
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
В корнях с чередованием гласных е - и пишется и, если после корня идет суффикс -а-. В остальных случаях пишется е
Например: глаголы с корнями -тер- (-тир-) тереть, затереть, втирать, затирать, вытереть, натереть, вытирать, натирать и др.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
В корнях с чередованием е–и безударный гласный звук обозначается буквой и, если после корня стоит суффикс -а-, и буквой е, если этого суффикса нет.
Например: собирать, соберу (нет -а-)
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
В корнях с чередованием е / / и пишется буква и, если после корня следует суффикс-а-; пишется буква е, если после корня суффикса -а- нет.
Например: Собираю. Соберу.
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
В корнях с чередованием е//и ( - бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -мер-//-мир-, -дер-//-дир-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил-, -блист-//-блест-//-блещ-) пишется буква и, если после корня следует суффикс -а-.
Например: абирать - забирёт ; тереть - натереть, вытерать.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
В корнях с чередованием е — и пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-.
бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит-
Например: замирать (есть -а- за корнем), замереть (нет -а- за корнем).
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Выбор гласной е или и в корнях с чередованием зависит от суффикса.
Например: Выберу - выбираю, подпереть - подпираю, сдеру - сдираю, натереть - натирать, замереть - замирать, блестеть - блистать, расстелить - расстилать, поджечь - поджигать, вычесть - вычитать.
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
В корнях с чередованием е//и пишется буква и, если после корня есть суффикс -а-, и буква е, если этот суффикс отсутствует.
Например: запирать - запереть, вытирать - вытереть, замирать - замереть, выжигать - выжечь
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
В корнях с чередованием гласных е - и пишется и, если после корня идет суффикс -а-. В остальных случаях пишется е
Например: глаголы с корнями -тер- (-тир-) тереть, затереть, втирать, затирать, вытереть, натереть, вытирать, натирать и др.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Образование глаголов и глагольных форм часто сопровождается чередованием гласных е//и в корнях. Иногда в этот ряд чередующихся гласных добавляется нуль звука: е//и//нуль звука. Все корни с чередованием е//и подчиняются общему правилу: в корне пишется гласная и, если после корня стоит суффикс -а-: - -бер-//-бир- + а (выберу - выбираю), - -пер-//-пир- + а (подпереть - подпираю), - -дер-//-дир- + а (сдеру - сдираю), - -тер-//-тир- + а (натереть - натираю), - -мер-//-мир- + а (замереть - замираю), - -жег-//-жиг- + а (поджечь - поджигаю), - -стел-//-стил- + а (расстелить - расстилаю), - -блест-//-блист- + а (блеснуть, блистаю), - -чет-//-чит- + а (вычесть - вычитаю). Исключения: сочетать, сочетание.
Например: (Нет)

Экспресс-диагностика

Определи слабые места в орфографии