Правило “Правописание окончаний глаголов I и II спряжения ” в разных учебниках
Правило “Правописание окончаний глаголов I и II спряжения ” в разных учебниках
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Чтобы правильно определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием и выбрать букву гласного, глагол нужно поставить в неопределённую форму.
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме имеют глагольный суффикс -и-, и глаголы-исключения: 
- 4 глагола с суффиксом -а- (гнать, держать, слышать, дышать)
- 7 глаголов с суффиксом -е- (терпеть, вертеть, обидеть, видеть, смотреть, зависеть, ненавидеть).
Например: учить, купить, звонить, водить,, видеть, зависеть.
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Для верного написания окончания глаголов нужно выполнить три действия. 1. Определить, ударное или безударное окончание у глагола. Если окончание ударное, определить спряжение по окончанию и написать то, что слышим.
Например: говорит (II спр.)
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Безударные гласные нужно выбирать в зависимости от типа спряжения глагола.
Например: Помнить, строить.
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед -ть. Суффикс -и- указывает на II спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) - на I спряжение.
Например: Делаешь - делать (не и - I спр) Косите - косить (и - II спр)
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Если мы не знаем, как писать БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ окончания глаголов, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
Например: Друж…шь - дружить, следовательно - дружишь, дружит, дружат. Мож…шь - мочь, следовательно - можешь, может, могут.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
Спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по окончанию.
Например: ходить, учить, готовить, любить
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на два спряжения: первое (I спр.) и второе (II спр.).
Например: купить - купишь, купит, купим, купите, купят.
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме. Например, строим - строить; 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. Ко II спряжению относятся: а) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить); б) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; в) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.
Например: Борется (бороться) - I спряжение. Зависит (зависеть) - II спряжение, исключение.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Для того чтобы правильно обозначить на письме безударные гласные личных окончаний глаголов, необходимо поставить глагол в неопределëнную форму и определить, какая буква гласного стоит перед -ть. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить. К I спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -ять и др.
Например: носитеносить (II спр.), пишешьписать (не на -ить, I спр.), посмотримпосмотреть (II спр., искл.)
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму:
Если глагол в неопределённой форме оканчивается на -ИТЬ, то при изменении по лицам и числам он будет иметь в окончании гласную И: (-ит, -ишь, -ите, -им, -ат, -ят).
Например: садить - садит, садишь, садим, садите, садят 2-ое спряжение
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Спряжение глагола - это изменение его по лицам. Отсюда название окончаний форм спрягаемого глагола - личные окончания. Поскольку и 1-е, и 2-е, и 3-е лицо имеют единственное и множественное число, глаголы при спряжении изменяются и по числам. 

Окончания глаголов I спряжения: 
-у/-ю - читаю, жду
-ешь/-ёшь - читаешь, ждёшь
-ет/-ёт - читает, ждёт
-ем/-ём - читаем, ждём
-ете/-ёте - читаете, ждёте
-ут/-ют - читают, ждут

Окончания глаголов II спряжения:

-у/-ю - люблю, молчу
-ишь - любишь, молчишь
-ит - любит, молчит
-им - любим, молчим
-ите - любите, молчите
-ат/-ят - любят, молчат
Например: возьмут, играют, танцуют 
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму:
Если глагол в неопределённой форме оканчивается на -ИТЬ, то при изменении по лицам и числам он будет иметь в окончании гласную И: (-ит, -ишь, -ите, -им, -ат, -ят).

Если глагол в неопределённой форме оканчивается не на -ИТЬ, то при изменении по лицам и числам они будут в единственном числе иметь в окончании гласную Е (-ет, -ешь), а во множественном - (-ут, -ют, -ете, -ем)
Например: пишет (на -ать, I спр.) 
слышит (искл., II спр.)
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме. Например, строим - строить; 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. Ко II спряжению относятся: а) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить); б) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; в) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.
Например: Борется (бороться) - I спряжение. Зависит (зависеть) - II спряжение, исключение.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
В русском языке есть два типа спряжения, которые отличаются друг от друга тем, что во всех личных  окончаниях (кроме 1-го лица единственного числа) у них разные гласные фонемы. В словах 1-го спряжения в этих окончаниях гласные фонемы <о> и <у>, а в словах 2-го спряжения <и> и <а>
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
В окончаниях глаголов I спряжения часто употребляется буква или буква -ё (-ешь/-ёшь, -ет/-ёт, -ем/-ём, -ете/-ёте). В окончаниях глаголов II спряжения - буква -и (-ишь, -ит, -им, -ите). В 3-м лице во множественном числе у глаголов I спряжения окончания -ут, -ют, а у глаголов II спряжения окончания -ат, -ят.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, необходимо знать систему личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие в неопределённой форме основу на -и (ть), относятся ко II спряжению (ходить, ловит). Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями, кроме глаголов - исключений, относятся к I спряжению (считать, гулять).
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Глаголы I спряжения имеют окончания е... или ут (ют). Глаголы II спряжения имеют окончания и... или ат (ат).
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
I спряжение

Единственное число 
1-е пою, читаю
2-е поёшь, читаешь
3-е поёт, читает

Множественное число
1-е поём, читаем
2-е поёте, читаете 
3-е поют, читают
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь-, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Под ударением эти окончания различаются в произношении; в безударном положении они не различаются в произношении, поэтому их написание нужно проверять.
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Глаголы изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются. Глаголы 1-го типа спряжения имеют окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Глаголы 2-го типа спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Спряжение глагола определяется по его начальной форме - инфинитиву. Ко II спряжению относятся: - все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, кроме глаголов брить, стелить; - 11 глаголов-исключений : - 7 глаголов на -еть : смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть; - 4 глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глаголы с безударным личными окончаниями ( включая брить, стелить) относятся к ǀ спряжению.
Например: (Нет)

Тест!

Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!