Правило “Непроизносимые согласные в корне” в разных учебниках
Правило “Непроизносимые согласные в корне” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот звук стал слышен.
Например: Грустный - грустен, звёздный - звезда, сердце - сердечный, солнце - солнышко.
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн). Сочетание звуков [сн] и [зн] в середине слова - орфограмма. Услышав это сочетание, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть.
Например: изве[сн]ый - весть - известный; прекра[сн]ый - прекрасен - прекрасный.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
В корнях некоторых слов звук то появляется, то исчезает (нулевой). Чтобы проверить, как правильно написать такое слово, нужно подобрать родственное слово так, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.
Например: со[-]нце - солнечный, капус[-]ный - капуста.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
В русском языке иногда бывают непроизносимые согласные звуки, а на их месте при письме - буквы непроизносимых согласных звуков. Чтобы узнать, если в слове непроизносимый согласный звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. Есть непроизносимый звук - он появится и его нужно обозначить буквой. Звук не появился - значит, и буквы в этом месте быть не должно.
Например: Свис.нет - свист - свистнет. Ужас.ный - ужасы, ужасен - ужасный.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным, нужно это слово изменить или подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался (произносился) отчётливо
Например: солнце - солнышко
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно так подобрать однокоренное слово или форму слова, чтобы этот согласный произносился.
Например: честный - честен, вкусный - вкусен
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Есть слова, в которых при сочетании трёх или более согласных один из звуков не произносится. 
Например: се[рц]е - сердечный - сердце 
со[нц]це - солнечный - солнце 
по[зн]о - опоздать - поздно 
изве[сн]ый - известие, весть - известный
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
В корнях некоторых слов согласные звуки могут выпадать. Чаще всего согласные не произносятся между звуками [з] и [н], [с] и [н]. Такие согласные называют непроизносимыми
Например: здра[ст]вуй - здравие: здрав-ствуй;
звё[зн]ый - звезда: звёздный;
крепо[сн]ой - крепость: крепостной.
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Чтобы не ошибиться при написании букв непроизносимых согласных звуков, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится.
Например: Капустный - капуста, местный - место, устный - уста.
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.
Например: Местный - место, честный - (нет) чести, вестник - вести.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчëтливо.
Например: (место) местность, (опоздать) поздний.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
В некоторых словах согласные звуки [т], [д], [л] не произносятся, но пишутся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Буквы т, д, л в сочетаниях стн, здн, лнц - это орфограммы. Для проверки непроизносимых согласных [т], [д], [л] нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.
Например: Радостный, звёздный, солнце. Радостный, радо[сн]ый - радость, звёздный, звё[зн]ый - звёзды, счастливый, сча[сл]ивый - счастье.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
В корнях некоторых слов звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся
Например:  чувство, праздник, солнце, окрестности 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Положение между звуками [з] и [н] или [с] и [н] для согласных Д и Т - это такая позиция, в которой они обязательно чередуются с нулём звука, то есть не произносятся. Потому то и называют их непроизносимыми согласными. Проверить их написание можно с помощью изменений или родственных слов. 
Например: поз[д`]ний - опоздать, мес[т]ный - место, звёз[д]ный - звезда, чес[т]ный - честь. 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо
Например: сердце - сердечко, солнце - солнышко
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Согласные, парные по звонкости-глухости, в корне слова можно проверить, подобрав однокоренные слова. Проверочным будет слово, где такой согласный стоит перед гласным.
Например: морковь - (нет) моркови, столб - столбик.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо
Например:  Доблестный - доблесть, звёздный - звезда, честный - честь, сердце - сердечный 
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Например: Поздний (опоздать), устный (уста).
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными [в],[д],[л],[т], нужно подобрать проверочное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо
Например: здравствуйте - здравие, (здоровье), сердце - сердечный, солнце - солнышко, участник - участие и др.
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Согласные, которые пишутся в слове, но не произносятся, называются непроизносимыми. Определить, есть ли в слове непроизносимый согласный, можно, подобрав однокоренное проверочное слова. Некоторые слова следует запомнить.
Например: четный (честь). Опасный (опасен). Чувство (непровер.).
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимыми согласными в сочетаниях стн, здн, стл, лнц, надо подобрать родственное слово или изменить его так, чтобы этот согласный произносился чётко и ясно, то есть стоял в сильной позиции.
Например: солнце [нц] - солнечный, солнышко.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
В русском языке есть слова, в которых не читается одна из букв в группе согласных. В таких случаях говорят о непроизносимых согласных. При написании слов с группами согласных нужно проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный. Для этого подбирается проверочное слово - форма того же слова или родственное слово, где проверяемый согласный произносится.
Например: грустный - грустить, НО: опасный - опасаться.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Например: [I] устный - уста, честный - честь, солнце - солнечный
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными [в],[д],[л],[т], нужно подобрать проверочное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо
Например: здравствуйте - здравие, (здоровье), сердце - сердечный, солнце - солнышко, участник - участие и др.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится перед гласным.
Например: (Нет)

Тест на 5 минут

Какие правила русского языка стоит подтянуть?