Правило “Безударные гласные в корне слова” в разных учебниках
Правило “Безударные гласные в корне слова” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
При написании слов с безударными гласными звуками надо быть внимательными. Чтобы не ошибиться при письме, безударные гласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Например: река - реки, лиса - лисы, моря - море.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
Например: сова - совы.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Безударный гласный проверяй ударным. 
Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: 
Например:  доска - доски, река - реки, ночная - ночь, бежать - бег 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:
Например: пенёк - пень, голова - головы, река - реки, парнишка - парень 
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Для проверки безударного гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
Например: дома - дом, ядро - ядра, перо - перья.
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный стал ударным:
Например: дворы - двор, дворик, хлопушка - хопать.
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Чтобы проверить букву безударного гласного в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы проверяемый безударный звук стал ударным.
Например: лиса - лисы лесник - лес
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записываются ударные гласные звуки в этих корнях.
Например: лесной - лес, садовый - сад, гора - горы.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Например: моря - море, у моря; трава - травка, зелëный - зелень.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Обозначение безударных гласных звуков буквами может расходиться с их произношением. Безударные гласные нужно проверять. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Например: Сосна - сосны - [сасна] - [сосны]
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
В корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением.
Например: в[а]да - в[о]дный; значит пишем - водный, вода.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: 
Например: траа - травы, гора - горы, река - реки
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Безударный гласный в корне проверяй ударным. 
Для этого измени слово или подбери однокоренное: 
Например:  гр_ч - грач - грачи;

з_ма - зимний - зима;

м_ряк - море;

б_льшой - больше. 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Звук [а] в слабой позиции в одних словах обозначается буквой А, в других - буквой О. От чего это зависит? 
Правильно, от  того, какой звук был в этом слове в сильной позиции. Значит, нужно узнать, какой звук в слове в сильной позиции. А как это сделать? 
Вы знаете, что позиция звука меняется при изменении слова. Вот и попробуем изменить слово. Например, изменим его так, чтобы оно называло один предмет. 

Например:  сл_ны - слон - слоны 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Безударные гласные в корнях слов нужно проверять. Это можно сделать двумя способами. 
1. Изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным: 
Например: река - реки, поля - поле
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне:
Например: трава - травы, травушка
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне:
Например: трава - травы, травушка
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Корень в однокоренных словах может звучать по-разному. Но пишется он всегда одинаково. 
Например: сторожка - сторож, домашний - дом, кормить - корм. 
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Гласные звуки могут быть безударными и ударными. Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением. Для этого надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласный звук был под ударением.
Например: Сова - совы, грибной - гриб, зверёк - зверь, плясать - пляшет.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Например: моря - море, у моря, трава - травка, зелëный - зелень.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Если безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово: 
Например:  тропинка - тропы. 
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Если безударный гласный звук в приставке, вспомни, как пишется эта приставка. 
Если безударный гласный звук в корне и его можно проверить, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне
Например: В приставке
Закончить роман, надписать слово, прочитать стихотворение, отпереть дверь

В корне
 Переносить - носит, подавать - дать, появилась - явь, явный, сохранил - охрана
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Написание проверяемых гласных проверяем ударением
Например: Страна - страны, тяжёлый - тяжесть.
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Корень в однокоренных словах может звучать по-разному. Но пишется он всегда одинаково. Орфограмму безударного гласного в корне слова можно проверить с помощью однокоренных слов. Проверочным будет однокоренное слово с гласным под ударением.
Например: пенёк - пень, лисица - лисонька, крольчата - кролики.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково.
Например: вода - водный (проверяем ЭТИМ же корнем), кошка (I скл., И.п., ед.ч.) - стена (I скл., И.п., ед.ч.) (проверяем ЭТИМ же окончанием), засушливый - крикливый (проверяем ЭТИМ же суффиксом)
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Если безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово:
Например: домишка - домик, окошко - окна, зеркальный - зеркало 
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне:
Например: трава - травы, травушка
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например: Деревья (дерево), косить (косит). Лесной (лес), колосок (колос, колосья).
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Для проверки безударного гласного в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы этот звук оказался под ударением.
Например: носить - носит, ноша; единица - единый; подавать - подать; вязать - вяжет, вязка; удивительный - дивный; зеленеть - зелень, зелёный; тяжёлый - тяжесть; окно - окон.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором этот безударный гласный находится под ударением.
Например: земля - земли, цветник - цвет
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Безударная гласная в корне слова может проверяться ударной гласной в этом же корне. Если гласную в корне проверить нельзя (она непроверяемая), то нужно обратьиться к орфографическому словарю.
Например: Трава - травка, гроза - грозы, спешит - спешка. Каштан, фиалка (непровер.).
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением, то есть в сильной позиции.
Например: река - реки, речка, береговой - берег.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова. Проверочными являются слова с тем же корнем или формы проверочных слова, в которых проверяемый гласный находится под ударением. На месте безударного гласного в корне пишется та же буква, которая пишется на месте ударного глаcного в корне того же слова.
Например: гора - горы, горный, наловить - наловит, улов.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например: [I]удивить - диво, столбец - столбик, ходить - ходит[I]
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Чтобы правильно написать безударную проверяемую гласную в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением: .
Например: столовая - стол, обязательно - обязан.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова. Проверочными являются слова с тем же корнем или формы проверочных слова, в которых проверяемый гласный находится под ударением. На месте безударного гласного в корне пишется та же буква, которая пишется на месте ударного глаcного в корне того же слова.
Например: Опоздать, опоздание - поздно, опаздывать Одобрять, одобрение - добрый, задабривать. Расспросить - спросит, спрашивает.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например: Деревья (дерево), косить (косит). Лесной (лес), колосок (колос, колосья).
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Чтобы проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Когда в названиях предметов на конце слов мы слышим безударный гласный звук, нужно подставить слова-указатели: она, оно, они. Чаще всего надо писать ту же букву, что в них под ударением.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Чтобы выбрать букву гласного или согласного в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно: - подобрать однокоренное слово; - изменить проверяемое. Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же в проверяемом.
Например: (Нет)

Хотите узнать себя лучше?

Пройдите тест на грамотность