Правило “ Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления” в разных учебниках
Правило “ Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления” в разных учебниках
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Части сложного предложения могут соединяться без союзов, по смыслу и интонации. Если части сложного предложения соединяются только по смыслу и интонации, то такое сложное предложение называется бессоюзным. Части бессоюзного предложения на письме разделяются запятой.
Например: Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят. (А.С. Пушкин)
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части не задаётся вопрос к другой) и для соединения частей используются союзы и, а, но, или, да и интонация, то такое сложное предложение называется сложносочинённым. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой.
Например: Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. (А.С. Пушкин)
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится запятая.
Например: Одето небо чёрной мглою, в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов.)
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
В бессоюзном сложном предложении ставится: 1. Запятая, если части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу:
Например: Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума. (А. Чехов)
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой:
Например: Улетели птицы за море, миновало время жатв. (Д. Кедрин) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. (В. Белов)
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Между смысловыми отрезками – частями бессоюзного предложения – ставится запятая или точка с запятой, если в частях перечисляются какие-либо факты, части обозначают одновременно или последовательно происходящие события. При этом точка с запятой предпочтительнее, если части сильно распространены или имеют собственные знаки препинания.
Например: Наступал вечер, шёл дождь, с севера порывисто дул ветер. (М. Горький) [ ], [ ], [ ]. Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. (М.Ю. Лермонтов) [ ]; [ ].
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Запятая ставится между частями бессоюзных сложных предложений, если они не распространены или мало распространены и тесно связаны по смыслу:
Например: Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
1. Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, когда они выражают перечислительные отношения и между ними можно вставить союз и:
Например: Прошла зима, в марте побежала под гору талая вода. ССП: Прошла зима, и в марте побежала под гору талая вода.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Запятая в бессоюзных сложных предложениях ставится, если подразумевается одновременность действий.
Например: Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается, и трещит и пылает костёр. (И. Бунин)
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Запятая и точка с запятой ставятся при простом перечислении событий и фактов. 

Запятая ставится, если части предложения не очень распространены и тесно связаны по смыслу. Например:
Например: [Гроза бушевала с полной силой], [вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия], [всюду позырилось], [вздувались волны], [с крыш хлестало мимо труб], [из подворотней бежали пенные потоки] (М. А. Булгаков).

Экспресс-диагностика

Определи слабые места в орфографии