Правило “Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения ” в разных учебниках
Правило “Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения ” в разных учебниках
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях: 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говориться в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что).
Например: Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И. Гончаров.)
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Двоеточие ставится в предложениях с указанием причины во второй части:
Например: Я доверяю любящим: они великодушны. (К. Паустовский)
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения имеют следующие особенности: 1) В них выделяются две части: вторая часть поясняет первую, дополняет её или указывает на причину того, о чём говориться в первой части.
Например: Я доверяю любящим: они великодушны. (К. Паустовский) (значение причины); Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И. Гончаров) (значение пояснения); Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. (М. Пришвин) (значение дополнения).
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.
Смысловые отрезки – части бессоюзного сложного предложения разделяются двоеточием в следующих случаях: 1. Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (подобную конструкцию можно заменить союзным сложноподчинённым предложением с обстоятельственной придаточной частью со значением причины).
Например: Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один. (М.Ю. Лермонтов) [ ]: [ ]. Ср.: Вид человека был бы мне тягостен, потому что я хотел быть один.
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если: - вторая часть поясняет, конкретизирует содержание первой, между частями обычно можно вставить слова а именно:
Например: Погода была хорошая: морозило. (Л. Толстой)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
1. Двоеточие обычно ставится между двумя частями бессоюзного сложного предложения с неравноправными частями в следующих случаях. - Если вторая часть поясняет первую (возможна подстановка сочинительных союзов а именно, то есть):
Например: Случилось именно это: кто-то закрыл дверь изнутри на щеколду. ССП: Случилось именно это, то есть кто-то закрыл дверь изнутри на щеколду.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях: 
1. Вторая часть указывает причину того, о чём говориться в первой части. 
2. Вторая часть поясняет сказуемое первой части.
3. Вторая часть дополняет содержание первой части или каких-либо её членов.
Например: Катя не дочитала книгу: мама попросила помочь по дому. (причина)
На улице шел сильный дождь: крупные капли стучали в окна. (пояснение)
Он помнил: это правило нельзя нарушать. (дополнение)
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Запятая и точка с запятой ставятся при простом перечислении событий и фактов. 

Запятая ставится, если части предложения не очень распространены и тесно связаны по смыслу. Например:
Например: [Гроза бушевала с полной силой], [вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия], [всюду позырилось], [вздувались волны], [с крыш хлестало мимо труб], [из подворотней бежали пенные потоки] (М. А. Булгаков).

Экспресс-диагностика

Определи слабые места в орфографии