Правило “Ь после Ч в неопределенной форме глаголов” в разных учебниках
Правило “Ь после Ч в неопределенной форме глаголов” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
На конце слов-названий действий с основой на -ЧЬ, стоящих в начальной форме, обязательно пишется Ь.
Например: помочь, стричь, течь, печь, лечь.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Дарить - это особое изменение слова, называющего действие. Попробуйте связать его со словами я, ты, он, она, они, вчера. Получилось? Конечно, нет. У этого изменения нет ни лица, ни числа, ни времени. Поэтому его называют неопределённой формой. Узнать её очень легко. Её можно связать со словом надо. В конце неопределённой формы всегда стоят звуки [т`][т`и]или[ч`]
Например: учить, нести, печь
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
В неопределённой форме глаголов после буквы ч пишется ь
Например: беречь (что делать?).
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь.
Например: Ты плачешь? Не плачь! Здоровье нужно беречь!
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
На неопределённую форму глагола указывают его формообразующие суффиксы -ть или -ти. Эти суффиксы так же, как и суффикс прошедшего времени -л-, в основу слова не входят. 
Например: смотреть, довести, втащить
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Глаголы в неопределенной форме отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеют окончания -ть, -ти, -чь. 
Например: купить, прочесть, пройти, увезти, прилечь, испечь.
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Например: знаешь, нарежь, стеречь.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
В неопределённой форме глагола, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.
Например: купать, печься.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется Ь.
Например: печь (нач.ф.), не плачь (П.Ф.), не плачь (П.Ф.), хочешь (2-е л. ед.ч.).
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Мягкий знак (ь) всегда пишется в неопределённой форме глагола (кроме глаголов на -ти). Он сохраняется и перед постфиксом -ся:
Например: что делать?
увлекать - увлекаться,

что сделать?
увлечь - увлечься.
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
Особенность неопределённой формы в том, что по ней не определишь ни время, ни лицо, ни род, ни число глагола. Действительно, неопределённая! Но у неё есть своя работа - представлять глагол в словаре вместе с другими словами-названиями. Поэтому её ещё называют начальной формой глагола. 
От других форм глагола её можно отличить при помощи суффиксов -ть или -ти
Например: читать, нести,
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
В конце имён существительных после шипящих ь пишется только в словах 3-го склонения.
Например: несёшь - несёшься, режь - режьте, стричь - стричься.
5-9 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой. Авторы: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
Ь после щипящих на конце слова пишется: 1) у существительных женского рода в им. п. ед. ч.
Например: рожь, тишь, ночь, вещь;
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Инфинитив - это начальная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив называют ещё неопределённой формой, так как глагол в этой форме не указывает на время, лицо и число. В глаголах с суффиксом инфинитива -чь на конце пишется ь.
Например: Беречь. Мочь.
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Буква ь пишется всегда (но не обозначает мягкости согласного):
Например: речь, брошь, мощь, дрожь.
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
В любой форме на конце глагола после шипящей всегда ставится мягкий знак, в том числе перед постфиксом -ся и окончанием -те
Например: беречь, берёшь, берёшься, намажьте.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
В инфинитиве пишется -ться, а в 3-м лице глагола - -тся. Разграничить эти формы можно по вопросам: 1) если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то это инфинитив и нужно писать -ться
Например: улыбаться, смеяться;
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти. Как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, другие - суффиксом. Если надо, мы будем эту часть просто подчёркивать. Неопределённая форма глагола оканчивается и на -чь, но эти буквы - часть корня. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч(-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
У слов, называющих действия, есть особое изменение, которое образуется с помощью окончаний -ть (читать, петь), -ти (нести, идти) или нулевого окончания (беречь, стричь). В отличие от личных окончаний и окончаний прошедшего времени эти окончания не указывают на время, лицо, число и род слова. Поэтому изменение слова, образованное с помощью одного из этих окончаний, называют неопределённой формой или инфинитивом
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
После ж, ш, ч, щ буква ь не обозначает мягкости согласных, а пишется по традиции только в некоторых формах слов. Например: 1) существительные ж. р. в форме И.п. и В.п. ед.ч. (дочь, вещь, рожь); 2) глагол в форме 2-го л. ед.ч. настоящего/будущего времени (идёшь, поёшь, встанешь); 3) глагол в неопределённой форме (подстричь, увлечься).
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.
Мягкий знак после шипящих всегда пишется на конце глаголов. Мягкий знак сохраняется перед постфиксом -ся и окончанием -те.
Например: (Нет)

Тест на 5 минут

Какие правила русского языка стоит подтянуть?