Правило “Соединительные О и Е в сложных словах” в разных учебниках
Правило “Соединительные О и Е в сложных словах” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Слова, у которых два корня, называются сложными.
Например: Звездопад, луноход.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Сложные слова - эти слова, которые образованы сложением двух основ, соединяются при помощи буквы о или е.
Например: Лесостепь, лесопарк, лесотундра, птицеферма, корнеплод.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
В нашем языке есть слова, при образовании которых сложилось два корня. Чаще всего этикорни соединяются буквой о, но иногда - е. (она бывает после мягких согласных и непарных твёрдых: [ж,ш, ц].) Слова с двумя корнями называют сложными, а букву, которая их соединяет, - буквой соединительных гласных. На её месте в безударном положении есть орфограмма.
Например: Ледокол, пылесос.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Соединительная буква о пишется только после твёрдых согласных: 
Например: самовар, самокат.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Соединительная о пишется после основы на твёрдый согласный, соединительная буква е - после основы на буквы мягких согласных, шипящих ж, ш, , ч, щ, и ц
Например: камнепад, пешеход, солнцелюбивый, соковыжималка, дроворуб, пароход 

1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Слова, которые имеют в своём составе два корня, называются сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.
Например: Самовар, вертолёт, вездеход.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
В большинстве случаев части сложных слов соединяются морфемами - интерфиксами (от лат. "интер" - "между" и "фиксус" - "прикреплённый"). Чаще всего в сложных словах интерфикс обозначается буквами -о- и -е-
Например: скороход, лесоруб, рыжеволосый.
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко
В русском языке есть слова, которые состоят из двух (или более) корней. Такие слова называют сложными. Соединительную роль между корнями в таких словах выполняет гласная -о- (или -е-). Её так и называют - соединительная гласная.
Например: водопад, газопровод, кашевар, полевод.
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
В состав слова может входить не один, а два корня. Такие слова называются сложными. Между частями сложного слова может вставляться соединительная гласная буква о или е. Соединительная гласная о пишется после согласных, обозначающих парные твёрдые звуки. В остальных случаях пишется е.
Например: Хлебозавод = хлеб + завод. 1) листопад (о, так как буква т обозначает твёрдый парный согласный [т]); 2) пылесос (е, так как буква л обозначает мягкий согласный [л']); 3) овцебык (е, так как буква ц обозначает непарный твёрдый согласный ц); 4) чаевод (е, так как соединительная гласная пишется после гласной буквы).
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.
Например: луноход (после твёрдого н), сталеварение (после мягкого л)
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.
Например: Зверолов, путепровод, пешеход, птицефабрика.
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Сложные слова - это слова, которые состоят из двух или трёх корней. После твёрдых согласных в сложных словах пишется соединительная гласная о. После мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная гласная е.
Например: Дымоход, правдолюб. Пешеход, птицелов.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.
Например: пылесос, древнерусский  (основа на мягк. согл.), пароход, старославянский (основа на твёрд. согл.)
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Если первая часть сложного слова оканчивается на твёрдый согласный, после него пишется о:
Например: пароход, седобородый;
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.
Например: Зверолов, путепровод, пешеход, птицефабрика.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Слова, образованные от основ разных слов, называются сложными.
Например: (Нет)

Тест!

Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!