Правило “Изменение имён прилагательных в единственном числе по падежам” в разных учебниках
Правило “Изменение имён прилагательных в единственном числе по падежам” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Школа 2100». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания.
Например: В доме (каком) новом, красивом.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Окончания имени прилагательного узнают по вопросу к нему.
Например: какой? - ый или ий; какая? - ая или яя; какое? - ое или ее.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Написание безударного окончания нужно проверять с помощью вопросительного слова какой? и производных от него какая? какое? какие?. Окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова: какой? - ый или ий; какая? - ая или [яя; какое? - ое или ее.

Например:  северное (какое ?) сияние, вкусная (какая?) ягодка, скучать по летним (каким?) денькам.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Написание безударного окончания нужно проверять с помощью вопросительного слова какой? и производных от него какая? какое? какие?
Окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова: какой? - ый или ий; какая? - ая или [яя; какое? - ое или ее.
Например: жаркое (какое ?) лето, чистая (какая?) вода, ароматный (какой?) напиток, думать о старинных (каких?) рассказах.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина - Давыдова)
Чтобы проверить орфограмму в падежном окончании, нужно :
1. Определить, что назвает слово
Предмет или Признак
2. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.
Стена, слон, окно, рожь
Пустой
3. Подставить проверочное слово в высказывание.
4. Определить фонему в проверяемом окончании.
5. Выбрать букву для обозначения фонемы
Например: пустые, синие
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно
1) найти существительное, к которому относится прилагательное;
2) от существительного задать вопрос к прилагательному; 
3) по окончанию вопроса определить окончание прилагательного. 
Например: Например: утром (каким?) ранним.
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Безударное окончание имени прилагательного может совпадать с окончанием вопроса, который ставиться к данному слову от имени существительного. При этом в окончании имён прилагательных могут чередоваться буквы о/е, и/ы, а/я.
Например: В лесу (каком?) весеннем, дорога (какая?) дальняя.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного, надо подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть окончание вопроса в том же падеже.
Например: киселëм (каким?) густым, вкусным, горячим.
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно. 1. В вопросе именительного и винительного падежей мужского рода окончание ой, а в словах - ый или ий: какой - снежный, зимниий. 2. Нет совпадений и тогда, когда в слове перед окончанием идёт не твёрдый согласный, как в вопросе, а мягкий: какую? - зимнюю, о каком? - о зимнем.
Например: у белого коня, у синего моря.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Имена прилагательные изменяются по падежам, или склоняются. Прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит существительное, к которому оно относится
Например:  вьюжная зима, счастливая жизнь, ласковая кошка - ж.р. И.п.
 подъёмный кран, длинный поезд, вкусный борщ - м.р. И.п
 тёплому лету - ср.р. - Д.п.
 сочным яблоком - ср.р Т.п. 
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже
Например: И. какой? родное, красивое (край, село)

Р. какого? родного, красивого (края, села) 

Д. какому? родному, красивому (краю, селу)

В. какой? родной, красивое (край, село)

Т. каким? родным, красивым (краем, селом)

П. о каком? о родном, красивом (крае селе) 
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.
Род прилагательного зависит от рода существительного, с которым оно связано: 
Например: красный мяч - м.р.
красная лента - ж.р.
красное платье - ср.р.
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева
Начальная форма имени прилагательного - именительный падеж единственного числа мужского рода:
Например: (какой?) лесной, чужой, смешной;
(какой) снежный, глубокий, высокий.
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже — -ом (-ем).
Например: Глубоким озером (озером каким?, средний род, творительный падеж); в глубоком океане (в океане каком?, мужской род, предложный падеж).
5-9 класс. УМК под редакцией М. М. Разумовской. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопроса каким?, кроме форм на -ый (-ий).
Например: каким цветом? - синим.
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.
Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно определить, к какому существительному относится прилагательное, и задать к нему вопрос от имени существительного. Ударное окончание вопроса укажет, какое окончание писать в прилагательном. Помните, что вопросу какой? соответствует безударное окончание -ый или -ий.
Например: (какой?) тёплый, весенний (И. п.); (о каком?) о большом, о младшем; (к какой?) к большой, к младшей.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже — -ом (-ем).
Например: [O] высоким небом (небом каким?, средний род, творительный падеж); в красивом доме (в доме каком?, мужской род, предложный падеж). [/I]
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым/-им, а в предложном падеже - окончание -ом/-ем:
Например: за каменным домом (за домом каким? - м.р., Т. п), за синим морем (за морем каким? - ср. р., Т. п.);
в каменном доме (в доме каком? - м.р., П. п), в синем море (в море каком? - ср. р., П. п.).
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже — -ом (-ем).
Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую (-юю), а в родительном, дательном, творительном и предложном падежах - окончание -ой (-ей).

Например: синим озером, красным закатом (каким?); о синем озере, о красном закате (о каком?)
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.
Безударные окончания имён прилагательных проверяются по вопросу. Для этого: 
1) находим в тексте существительное, к которому относится прилагательное;
2) ставим от существительного к прилагательному вопрос;
3) сопоставляем окончание вопроса с окончанием прилагательного. 
Например: Например, для прилагательных в форме мужского рода единственного числа: 
какой? - -ый, -ий (карандаш какой? - красный, синий, лучший);
какого? - -ого, -его (карандаша какого? - красного, синего, лучшего);
какому? - -ому, -ему (карандашу какому? - красному, синему, лучшему);
каким? - -им, -ым (карандашом каким? - красным, синим, лучшим);
р каком? - -ом, -ем (о карандаше каком? - красном, синем, лучшем);
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)
Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания.
Например: В доме (каком) новом, красивом.
1-4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.
Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
В вопросах-командах от имени существительного к имени прилагательному окончания ударные, поэтому они подсказывают буквы безударным окончаниям имён прилагательных.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова
Безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
В окончании прилагательных безударный проверяют ударным гласным в окончании вопроса к имени прилагательному. Ударные и безударные окончания имён прилагательных пишутся одинаково.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)
Для проверки безударных окончаний прилагательных нужно пользоваться вопросами какой? какое? какая? какого? какому?каким? о каком? Эти вопросы имеют ударные окончания, по которым проверяются безударные окончания прилагательных.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК "Русский язык". Авторы: Л.А. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.
Имена прилагательные изменяются по падежам, или склоняются
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится. 
Например: (Нет)
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно: • выяснить, к какому существительному оно относится; • задать к прилагательному вопрос от этого существительного; • по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.
Например: (Нет)

Тест на 5 минут

Какие правила русского языка стоит подтянуть?